И, между прочим, Xiaomi с недавнего времени лидер российского рынка мобильных телефонов.
Впрочем, в глобальных ESG-рейтингах китайский гигант отнюдь не фаворит. MSCI относит Xiaomi к стабильно отстающим по ESG компаниям: оценка B стабильна с 2019 года, хуже может быть только CCC.
К проблемным вопросам агентство относит среди прочих категории «Электронный мусор», «Приватность» и «Корпоративное управление», а единственной сильной стороной названо «Развитие человеческого капитала».
Sustainalytics оценивает ESG-риски Xiaomi как средние и отдаёт компании 365-е место среди 579 конкурентов по сектору Technology Hardware, что, учитывая региональную специфику, можно считать хорошим результатом.
Из 17 Целей устойчивого развития ООН Xiaomi заявляет о вкладе в 12 — от «Качественного образования» до «Ответственного потребления». А вот «Гендерного равенства», например, среди целей нет.
Environmental. О планах выхода на углеродную нейтральность не объявлялось. Хотя, как мы уже писали, взятый Китаем курс на net zero уже скоро может изменить эту ситуацию. Время, впрочем, есть — Пекин ожидает, что до 2030 года эмиссия будет расти.
Хотя выбросы парниковых газов по Scope 1-2 в Xiaomi подсчитываются, о планах по снижению не объявлялось. Из-за этого Xiaomi вместе с Samsung (!) заняла низшие места в свежем рейтинге Greenpeace.
Возобновляемые источники энергии в отчёте-2020 (самый свежий на сегодня) упоминаются лишь три раза, и то, мельком. Пишут, что «приняты меры» для их внедрения, установлены солнечные панели, но никаких общих цифр не даётся.
Соответственно, о планах по увеличению доли возобновляемой энергетики в энергобалансе, не говоря уже о 100%, также не сообщалось.
Из позитивного: во всех офисах внедрены программы энерго- и водосбережения, а также экономии бумаги.
По примеру Apple пластиковая обёртка продуктов заменяется бумажной или вообще ничем, в смартфонах внедряются режимы экономии энергии (меньше разряжается — реже заряжаешь — меньше нагрузка на сеть), убраны зарядки (под соусом борьбы с e-waste).
Social. Гендерная картина — мужчин и женщин 34/66 в целом, а разбивки по менеджменту нет. В совете директоров женщин ноль.
Средняя зарплата не раскрывается. Есть программа мотивации лучших сотрудников пакетами акций Xiaomi — в 2020-м году их получили более 4,6 тысяч работников из 21+ тысячи.
Сотрудники пользуются широкой корпоративной страховкой, получают бонусы на свадьбу, рождение детей и дни рождения.
В отчёте-2020 упоминаются различные корпоративные праздники (вспомните, много ли их было в России на пике пандемии), а также хорошая спортивная программа.
Действуют программы наставничества и тренингов, а сотрудники, мечтающие о повышении, могут получить в HR-отделе «честный и прозрачный карьерный план». Поверим на слово.
Governance. В этом сегменте, по оценке Sustainalytics, больше всего проблемных тем: это и общая структура корпоративного управления, и бизнес-этика, и защита данных.
Так, не раз СМИ писали о том, что смартфоны Xiaomi в буквальном смысле шпионят за пользователями, в частности отслеживая, когда они пишут «опасные» фразы — аля, «да здравствует независимый Тайвань» и «освободите Тибет».
Кроме того, в интернете критиковали Xiaomi за то, что, купив их телефон в одной стране, можно было столкнуться с блокировкой в другой — если она находится под санкциями. Например, это касалось и Крыма — сейчас же блокировки сняты.
Впрочем, учитывался или нет этот факт при оценке G-сегмента компании, в связи с закрытостью методик оценки неясно. В теории, скорее, это даже положительный факт комплаенс-политики, с точки зрения аудиторов.
Также Xiaomi обвиняли в том, что она преувеличивала продажи своих смартфонов ради рекламных целей и нарушала патенты.