Напомним, категория Scope описывает с разных точек зрения общий углеродный след того или иного бизнеса.
Scope 1 — прямая эмиссия от бизнес-процессов, Scope 2 — эмиссия от использования энергии из внешних источников (свои идут в предыдущую категорию), Scope 3 — все остальные выбросы по цепочке создания стоимости (включая поставщиков и клиентов).
Первые две категории были формализованы ещё в 2001 году в рамках Greenhouse Gas (GHG) Protocol, третья была добавлена к ним в 2011-м. Так что же такое Scope 4 и зачем оно нужно нам в 2022 году?
Интересна — поскольку она описывает то, что в других отчётах иногда обозначается как «предотвращённые выбросы» (avoided emissions). И стимулирует компании к расширению стратегии декарбонизации за счёт мотивационных кампаний, в частности, среди потребителей.
Так, Pacific Gas and Electric в Scope 4 перечисляет свои программы добровольного повышения энергоэффективности клиентов, которые, по её подсчётам, за счёт этого смогут предотвратить эмиссию 46 млн тонн CO₂ к 2030 году — сравнимо с годовыми выбросами небольшой страны.
Обманчива — поскольку является в значительной степени PR-механизмом, призванным подсластить пилюлю при оценке общего ESG-профиля компании.
Все мы помним, что по Scope 1-3 большинство компаний мира недорабатывают, и человечество, по данным ООН, движется к потеплению к концу века на катастрофические 2,7° вместо 1,5-2°, предусмотренных Парижским соглашением.
Хотя учитывая отсутствие формализованных правил подсчёта Scope 4, эта категория всё-таки довольно эфемерная.
И, на взгляд ESG World, всё-таки имеет смысл сосредоточиться на управлении «традиционными» Scope, прямо влияющими на процесс потепления, чем множить сущности в попытках найти удачный PR-угол.
Тем более по Scope 3 даже у капитанов западного бизнеса до сих пор большие проблемы, как мы уже писали. Хотя если рассматривать Scope 4 как дополнительную, факультативную категорию — почему бы и нет.