Тем более в общественном поле компания выступает одним из ключевых информаторов россиян об ESG-повестке: один из соавторов ESG World не раз видел в буклетах РЖД тезис, что углеродный след среднего поезда в 30 раз меньше, чем самолёта.
И на глобальном рынке тоже есть чем похвастаться: по оценкам Международного союза железных дорог (UIC), Россия в лице РЖД занимает первое место по энергоэффективности грузовых ж/д-перевозок, а в секторе пассажирских перевозок входит в топ-5.
В MSCI РЖД не учтены, а Sustainalytics определяет ESG-риски как высокие и отводит одно из последних мест в глобальной индустрии транспорта (337-е место из 357).
Впрочем, серьёзных ESG-инцидентов за РЖД не числится, а из существующих Sustainalytics упоминает: злоупотребление монополией на рынке, коррупцию (в СМИ масса сообщений на эту тему), приватность данных (несколько лет назад «утекли» данные 700 тысяч сотрудников).
Из 17 Целей устойчивого развития ООН компания заявляет о вкладе в 12: от «Достойной работы» до «Борьбы с изменением климата» и «Мира, правосудия и эффективных институтов» (это про борьбу с коррупцией).
Environmental. Углеродной нейтральности РЖД планирует достичь к 2050 году, но из формулировки в отчёте-2020 (самый актуальный на сегодня) неясно, только ли по Scope 1-2 или также 3. Детальный план для достижения этой цели не публиковался.
Пока же, по собственным подсчётам, доля компании в общем объёме выбросов парниковых газов в России составляет >1,5%, а сбросов загрязненных сточных вод — >1%. Немало.
Объёмы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников за 13 лет сократились втрое, объём использования воды, как и объём различных отходов, – вдвое.
Осваивается водородное направление: подписано соглашение с «Синарой» и «Роснано» о разработке локомотивов на топливных элементах. Опытный образец планировали создать в 2023-24 годах, но как выйдет с учётом нынешней ситуации — неясно.
С 2025 года РЖД планирует отказаться от закупок дизель-поездов и тепловозов в пользу локомотивов на альтернативных источниках энергии (природный газ, водород).
С 2019 года компания размещает зелёные облигации.
Social. Самый сильный сегмент, по оценке RAEX-Europe (10-е место по стране).
Гендерная картина: мужчин и женщин в целом 69,5/30,5, по менеджменту и топ-менеджменту раскладок нет. Из 20 с лишним членов правления женщин — 2.
С 2020 года женщины впервые в России получили возможность освоить профессию машиниста. РЖД набрало первые группы желающих освоить новую для себя профессию. Летом того же года первая девушка получила заветную должность.
У РЖД одна из самых разветвлённых социальных программ в России: тут и ДМС, и корпоративные пенсии (средний размер, однако, невелик — меньше 9 тыс руб), и жилищная программа, и поддержка ветеранов отрасли, и путёвки на курорты.
Богатая спортивная повестка: за год проводятся тысячи турниров по лыжным гонкам, футболу, шахматам, бадминтону, настольному теннису и так далее — в зависимости от региона.
Публикуется средняя зарплата — на 2020-й она составляла 61,3 тыс руб (+4,9% к прошлому году, выше официальной инфляции).
Governance. RAEX-Europe называет этот сегмент самым слабым в профиле компании (44-е место), хотя в целом всё выглядит прилично: расписана система корпоративного управления, взаимодействие со стейкхолдерами, параметры Коллективного договора и так далее.
Можно отметить регулярные обвинения в нарушении антимонопольных законов России: взглянуть хотя бы на набор ссылок в «Яндексе», — а также в коррупционных преступлениях сотрудников (вот одно из последних).
Бонусы членам правления раскрываются: по итогам 2020 года вышло в среднем по 54+ млн руб на человека. Совокупно это в несколько раз больше чистой прибыли компании за весь год: 1,3 млрд руб против 300 млн руб.