Россия обжалует CBAM в ВТО

photo 2025 05 20 17 53 36 Новости
По мнению Москвы, пограничный корректирующий углеродный механизм Евросоюза существенно ограничивает доступ на рынок ЕС, тем самым нарушая нормы международной торговли.

«Используя этот механизм, ЕС пытается переложить на другие государства проблемы, вызванные их экономической политикой. Через CBAM Брюссель борется не с изменением климата, а с проблемой переноса европейских производств в третьи страны», — говорится в релизе Минэкономразвития России.

Ход, на первый взгляд, стратегический: в 2023 году то же самое сделала Индия. Китай, в свою очередь, предпочёл договариваться — предложив признание своей национальной системы торговли выбросами.

Но тут возникает логичный вопрос: а чего добиваемся мы? И если ли у нас план «Б»?

🔹 CBAM в двух словах

Carbon Border Adjustment Mechanism — ключевой элемент климатической политики ЕС, призванный, в теории, не столько «наказать», сколько уравнять правила игры между европейскими и зарубежными производителями.

CBAM распространил принцип «плати за выбросы» на импорт и стал одним из главных факторов, ускоривших ESG-повестку в России, особенно до 2022 года. Механизм не является традиционной пошлиной, но выполняет схожую функцию.

С 2026 года импортёры ряда товаров в ЕС будут обязаны:

📍 Раскрывать данные об углеродном следе продукции;

📍 Покупать CBAM-сертификаты, если углеродные издержки на родине продукции не уплачены.

Можно ли зачесть уплаченные за выбросы деньги? Теоретически — да. Но:

📍 Если страна-экспортёр имеет обязательную и сравнимую по строгости с ETS ЕС систему;

📍 Эту систему должна признать Еврокомиссия. На сегодня ни одна система в мире такой статус не получила.

Схема добровольных климатических проектов — то, что в России развивается последние годы — не подходит по определению. То есть зачесть углеродные единицы в счёт следа экспортируемой в Европу продукции не получится.

🔹 Кто платит?

Формально, не зарубежные компании — платит импортёр в ЕС. Но именно он будет выбирать поставщика, и если зарубежная продукция:

📍 не сопровождается достоверными углеродными данными,

📍 не регулируется национальной системой учёта ПГ,

То риски для импорта из той или иной страны будут выше. А значит — больший стимул найти альтернативного поставщика.

🔹 Россия — в зоне риска

По подсчётам Центра европейских реформ (CER, Лондон) и не только, Россия входит в топ-5 стран, наиболее подверженных влиянию CBAM.

При этом Россия, в отличие от других экономик, не демонстрирует готовности адаптироваться к новым правилам — ни через внедрение ETS, ни через масштабную декарбонизацию.

Если США могут компенсировать издержки за счёт субсидий (Inflation Reduction Act), а Китай и Турция — через развитие собственных ETS, то Россия, по мнению CER, скорее «просто поглотит потери».

Для отечественных экспортеров это значит: либо вкладываться в декарбонизацию и прозрачный учёт выбросов, либо терять долю европейского рынка.

Или — пытаться затормозить саму реализацию CBAM.

🔹 Что сделали другие?

📍 Индия — инициировала разбирательство в ВТО, но параллельно обсуждает преференции.

📍 Китай — пошёл на компромисс: пытается договориться о признании собственной ETS.

📍 Турция — ускоренно внедряет собственную ETS и усиливает климатическую отчётность.

Россия запустила оспаривание CBAM в ВТО, но как будто не предлагает собственной внятной климатической повестки — ни внутри страны, ни на международной арене. Политика остаётся реактивной.

Если цель — выиграть время на создание собственной ETS (обсуждение формата углеродного регулирования анонсировано по итогам Сахалинского эксперимента) — это одно. Но если плана Б нет, Россия рискует оказаться в числе проигравших.

И последнее. Даже если CBAM действительно нарушает нормы ВТО, главное не это. Главное — что глобальный климат меняется, и это факт, а Россия по-прежнему не может предложить внятный образ будущего, в котором она была бы частью решения, а не вечным оппонентом.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
ESG World
Добавить комментарий