«Используя этот механизм, ЕС пытается переложить на другие государства проблемы, вызванные их экономической политикой. Через CBAM Брюссель борется не с изменением климата, а с проблемой переноса европейских производств в третьи страны», — говорится в релизе Минэкономразвития России.
Ход, на первый взгляд, стратегический: в 2023 году то же самое сделала Индия. Китай, в свою очередь, предпочёл договариваться — предложив признание своей национальной системы торговли выбросами.
Но тут возникает логичный вопрос: а чего добиваемся мы? И если ли у нас план «Б»?
🔹 CBAM в двух словах
Carbon Border Adjustment Mechanism — ключевой элемент климатической политики ЕС, призванный, в теории, не столько «наказать», сколько уравнять правила игры между европейскими и зарубежными производителями.
CBAM распространил принцип «плати за выбросы» на импорт и стал одним из главных факторов, ускоривших ESG-повестку в России, особенно до 2022 года. Механизм не является традиционной пошлиной, но выполняет схожую функцию.
С 2026 года импортёры ряда товаров в ЕС будут обязаны:
📍 Раскрывать данные об углеродном следе продукции;
📍 Покупать CBAM-сертификаты, если углеродные издержки на родине продукции не уплачены.
Можно ли зачесть уплаченные за выбросы деньги? Теоретически — да. Но:
📍 Если страна-экспортёр имеет обязательную и сравнимую по строгости с ETS ЕС систему;
📍 Эту систему должна признать Еврокомиссия. На сегодня ни одна система в мире такой статус не получила.
Схема добровольных климатических проектов — то, что в России развивается последние годы — не подходит по определению. То есть зачесть углеродные единицы в счёт следа экспортируемой в Европу продукции не получится.
🔹 Кто платит?
Формально, не зарубежные компании — платит импортёр в ЕС. Но именно он будет выбирать поставщика, и если зарубежная продукция:
📍 не сопровождается достоверными углеродными данными,
📍 не регулируется национальной системой учёта ПГ,
То риски для импорта из той или иной страны будут выше. А значит — больший стимул найти альтернативного поставщика.
🔹 Россия — в зоне риска
По подсчётам Центра европейских реформ (CER, Лондон) и не только, Россия входит в топ-5 стран, наиболее подверженных влиянию CBAM.
При этом Россия, в отличие от других экономик, не демонстрирует готовности адаптироваться к новым правилам — ни через внедрение ETS, ни через масштабную декарбонизацию.
Если США могут компенсировать издержки за счёт субсидий (Inflation Reduction Act), а Китай и Турция — через развитие собственных ETS, то Россия, по мнению CER, скорее «просто поглотит потери».
Для отечественных экспортеров это значит: либо вкладываться в декарбонизацию и прозрачный учёт выбросов, либо терять долю европейского рынка.
Или — пытаться затормозить саму реализацию CBAM.
🔹 Что сделали другие?
📍 Индия — инициировала разбирательство в ВТО, но параллельно обсуждает преференции.
📍 Китай — пошёл на компромисс: пытается договориться о признании собственной ETS.
📍 Турция — ускоренно внедряет собственную ETS и усиливает климатическую отчётность.
Россия запустила оспаривание CBAM в ВТО, но как будто не предлагает собственной внятной климатической повестки — ни внутри страны, ни на международной арене. Политика остаётся реактивной.
Если цель — выиграть время на создание собственной ETS (обсуждение формата углеродного регулирования анонсировано по итогам Сахалинского эксперимента) — это одно. Но если плана Б нет, Россия рискует оказаться в числе проигравших.
И последнее. Даже если CBAM действительно нарушает нормы ВТО, главное не это. Главное — что глобальный климат меняется, и это факт, а Россия по-прежнему не может предложить внятный образ будущего, в котором она была бы частью решения, а не вечным оппонентом.