Судя по проекту плана реализации низкоуглеродной стратегии, опубликованной в канале «Зелёный» змий» Минэкономразвития изучает возможность взимания с бизнеса платы за парниковые выбросы с 2028 года, что призвано стимулировать компании к декарбонизации. Это, с другой стороны, может привести к удорожанию широкого спектра товаров, так что предстоит взвесить все «за» и «против».
Ранее Минэкономразвития, ответственное за климатическую повестку в России и декарбонизацию, не заявляло о планах введения «цены на углерод», которую в Международном валютном фонде (МВФ) называли необходимым условием достижения глобальных климатических целей.
Планируются следующие этапы:
- К четвертому кварталу этого года должна быть проанализирована налоговая нагрузка отраслей экономики «с учетом оценки их текущей углеродоемкости и подверженности риску внешней цены на углерод на ключевых экспортных рынках» (под внешней ценой понимаются трансграничные механизмы, подобные европейскому углеродному налогу);
- К третьему кварталу 2025 года должна быть разработана концепция «ценообразования на углерод» в России. Она должна включать цели и параметры регулирования, в частности уровень и этапность введения, отраслевой охват и охват покрываемых «ценой на углерод» выбросов;
- В 2026 году ко второму кварталу предполагается внести в правительство проект федерального закона, создающего правовые основания для введения «цены на углерод». А к четвертому кварталу законопроект планируется вынести на рассмотрение Госдумы;
- До второго квартала 2027 года должна быть создана инфраструктура для реализации механизма взимания цены на углерод.
Плата за углерод в той или иной форме уже введена примерно в 50 странах и планируется в еще более 20. В национальной Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года этот инструмент называют лишь в числе возможных мер целевого сценария применительно к самым трудно-декарбонизируемым (hard-to-abate) отраслям.
Тем не менее внедрение платы за углерод в том или ином виде в России представляется ESG World более чем ожидаемым с учётом действующей с 2023 года обязанности крупнейших эмитентов парниковых газов сдавать отчётность государству и проходящего до конца 2028 года Сахалинского эксперимента, где как раз обкатываются механизмы углеродного регулирования.
Если в перспективе не масштабировать эти практики – зачем это всё?