Опрос ESG World: мнения об отмене обязательной НФО

1551881433 minjekonomrazvitija 1 Новости
Раскрытие нефинансовой отчетности (НФО) в России останется добровольным, следует из опубликованных на той неделе рекомендаций Минэкономразвития (МЭР). Для ESG World это стало ожидаемым событием, Светлана Бик также назвала это "той ещё новостью", но как отреагировали другие участники ESG-сообщества? Предлагаем ознакомиться с мнениями экспертов, которые собрал в ходе интервью тет-а-тет.

Предлагаем ознакомиться с мнениями экспертов, которые собрал в ходе интервью тет-а-тет.

🔹 Владимир Горчаков, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития рейтингового агентства АКРА

Выпуск данного документа (https://t.me/esgworld/2289) в формате рекомендаций, как уже отметили многие эксперты, был ожидаем и является следствием компромисса и консенсуса всего рынка.

Обязательная нефинансовая отчетность, обсуждаемая на ранних стадиях развития темы, потенциально привела бы к существенной организационной и финансовой нагрузке на бизнес.

Тем не менее сам факт выхода такого документа показывает, что государство:

📍 Мягко подталкивает компании к выпуску НФО,

📍 Рекомендует использовать наработки международных стандартов в сочетании с национальной спецификой,

📍 Задает минимальный набор показателей. Последний пункт – уже достаточно большой шаг в определении содержания НФО.

Мы не ожидаем, что выпуск рекомендаций приведет к существенному (в разы) увеличению числа компаний, которые готовят НФО. Их число скорее всего вырастет, но в пределах десятков процентов.

Мы также ожидаем, что большинство компаний крупного бизнеса будут использовать рекомендации как один из стандартов при подготовке НФО за 2023 год.

Такая практика складывается годами и на зарубежных рынках, и в России. Существующее множество пересекающихся стандартов, как правило, способствует выпуску одного отчета, соответствующего одновременно нескольким стандартам. Рекомендации будут одним из них.

Нам как рейтинговому агентству важны несколько пунктов в данном стандарте.

1️⃣ Методические рекомендации ориентированы на использование на добровольной основе, в том числе «иными хозяйственными обществами, акции которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальные списки и (или) облигации которых признаются финансовыми инструментами устойчивого развития».

Это довольно существенное расширение скоупа тех компаний, которые сейчас готовят и публикуют НФО. Какая часть этой группы начнет готовить НФО, покажет 2024 год.

2️⃣ В определении ОУР в рекомендациях (пункт 4) есть все три компоненты ESG. Это важно, так как четко задается направленность на публикацию по всем трем компонентам.

3️⃣ Пункт 10 подчеркивает необходимость взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке ОУР, что соответствует практически всем международным стандартам. Т.е. отчетность, выпущенная без предварительного обсуждения, стандарту соответствовать не будет.

4️⃣ Пункты с 19 по 25 для нас особенно важны. Введение в рекомендации профессионального заверения (фактически – аудита) и общественного заверения – это наиболее важный механизм контроля за достоверностью данных в ОУР и корректности выбранных тем и существенных фактов. Для нас, как для РА, это особенно важно, так как отчетность является основным источником информации для присваиваемых ESG-рейтингов.

5️⃣ Главное для нас, как для РА. В рекомендациях есть минимальный набор показателей результативности. Т.е. дается четкий сигнал рынку – отчетность без данных – это фактически не отчетность, а красивый буклет, не соответствующий стандарту. По набору данных и его применимости к разным секторам можно спорить, но важно, что такой набор есть.

Отдельно стоит отметить, что пункт 27 [о раскрытии НФО «не позднее 30 дней со дня раскрытия годовой финансовой отчетности»] явно вызовет проблемы у организаций, которые захотят в первый год раскрыть отчетность по данным рекомендациям.

Как правило ОУР выходит сильно позднее годовой финансовой отчетности, и без автоматизации процесса сбора данных и налаженной системы подготовки НФО выполнить данный пункт будет проблематично

🔹 Председатель Комитета по интегрированной отчетности Иван Тополя

Утверждение МЭР положений относительно отчетности об устойчивом развитии в виде документа рекомендательного характера видится при текущем состоянии отечественных практик отчетности в сфере устойчивости оптимальным решением для всех.

Существующие и потенциальные составители НФО получают ясный сигнал о намерении государства, принимающего во внимание необходимость проведения мер адаптации на стороне составителей, заверителей и пользователей такой отчетности, продолжать последовательно реализовывать Концепцию развития публичной нефинансовой отчетности.

Рекомендации Банка России, подробно формулирующие видение регулятора в отношении раскрытий о модели управления устойчивостью организации, а также ее рисками и возможностями в этой сфере, и рекомендации МЭР, определяющие состав общих для всех организаций метрик, синергетически образуют национальный стандарт раскрытий в области устойчивости.

В такой комбинации они создают систему нормативных ожиданий в российском пространстве, действенно обеспечивая наглядность параметров должного корпоративного поведения, гибкость последующей модификации документов с учетом практики их применения, возможность проведения мониторинга или надзора и распространение лучших примеров фактического использования указанных рекомендаций.

Конечно, стратегия ожидания введения обязательной отчетности как основания для ее составления имеет своих сторонников — такой подход, на первый взгляд, ограничивает расходы организации на деятельность, авторитетно не определенную как требуемую.

Вместе с тем лидеры бизнеса и сферы устойчивого развития настойчивы в своей позиции: отчетность — это инструмент управления, а отчетность об устойчивости — инструмент управления будущим, поэтому, если организация еще предпринимала таких усилий, к НФО пора приступать именно сейчас и именно с этой установкой

🔹 Руководитель направления ESG и ответственного финансирования Б1 @b1_news Екатерина Тимофеева

Многие компании сделали в этом году публичные заявления на тему введения обязательной НФО. В течение этого года бизнес приводил различные аргументы «за» и «против». Так, введение обязательной отчетности может создать дополнительную финансовую и кадровую нагрузку на бизнес, что в том числе может привести к гринвошингу.
 
Однако многие компании продолжают выпускать ежегодную нефинансовую отчетность, отчитываясь перед стейкхолдерами и используя процесс подготовки отчетности как эффективный инструмент самодиагностики зрелости практик и мониторинг эффективности поставленных KPI в сфере экологии, социальной повестки и корпоративного управления.

Что касается международного опыта, то в конце июня вышли первые международные стандарты климатической (S2) и ESG-отчетности (S1), разработанные под эгидой Фонда МСФО. Стандарты также носят рекомендательный характер и будут использоваться странами добровольно с 2024 года

🔹 Анастасия Иванова, консультант по НФО, автор @esgreport

На первый взгляд, свершившееся может выглядеть маленьким шагом. Но, определенно, с потенциалом гигантского скачка.
 
Компаниям с госучастием, торгующимся на бирже организациям (а еще тем, чьи облигации признаются финансовыми инструментами устойчивого развития), дали четко понять, что с этих пор является лучшей практикой, а в будущем станет государственным стандартом.

Воображение рисует мир, в котором на вопрос «Вы выпускаете отчет об устойчивом развитии?» в приличном обществе уже неудобно ответить «нет»

🔹 Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов Crescent Petroleum, автор @Oleg_Bazaleev и @notes_of_ESG_boss:

Я вообще не вижу проблемы. Причины очевидны – это стремление избежать рисков невольного раскрытия чувствительной или конфиденциальной информации участниками рынка.

Например, по эмиссии CO₂ можно делать предположения о динамике производства, а среди подпадавших под обязательное раскрытие информации (если такое случилось бы) были и стратегические, и оборонные предприятия.

Также возможность ‘закрыть’ данные – это способ затруднить введение санкций. То есть причины переноса обязательного раскрытия не связаны с отказом государства от ESG-повестки.

А те компании, которым есть что сказать по ESG-тематике, как добровольно делали свои данные публичными, так и продолжают.

Я не первый год сижу в жюри конкурсов по социальным инвестициям, где в анкетах всегда запрашивается много общей информации по ESG. По части полноты ответов в анкетах все практически вернулось на круги своя в этом году

🔹 Мария Степанова, ведущая @energoatlas

Конечно, жаль, что нефинансовая отчетность осталась необязательной, но ожидать обратного было, кажется, сродни вере в розовых единорогов.

С другой стороны, я бы не стала расстраиваться, что все хорошее теперь отменилось — отменилось много чего хорошего из обязательного, но не меньше остается добровольным.

Именно такая история практически со всем устойчивым развитием, ESG, декарбонизацией. Не статусом обязательности они двигаются, а реальной мотивацией там, где она есть.

Кстати, энергоэффективность в свое время обязательность не спасла — и аудиты, и приборы учета, и требования по снижению потребления были прописаны в федеральном законе и НПА под ним, но вряд ли кто-то скажет, что мы сильно преуспели. Так что раскрывать НФО будем не по приказу, а по любви

🔹 Партнер Legal principles, автор @vsedelovesg Елена Ковалева

Новость печальна губительными последствиями в части мотивов бизнеса заниматься нефинансовой отчетностью.

В государстве, в котором предприниматели исторически привыкли уходить от налогов, несмотря на вполне реальные уголовные риски, достаточно сложно представить, что значительное число организаций будет составлять рекомендательную НФО или делать какие-то добровольные манипуляции.

Государство послало опасный сигнал бизнесу: «Нам сейчас это не особо важно и нужно».

Пока так будет, из года в год придется довольствоваться отчетами всем известных огромных корпораций, что мало для развития темы в массах.

Остается надеяться, что рекомендательность — временный компромисс, связанный с текущими экономическими сложностями и нежеланием дополнительно обременять бизнес

🔹 Автор и ведущая @greenlady77 Ирина Калачева

В текущей геополитической обстановке и в условиях постоянно меняющихся правил раскрытия НФО в мире считаю решение об отказе от обязательной нефинансовой отчетности для бизнеса правильным.

Я полагаю, что целесообразнее рассмотреть «пряники» для тех компаний, которые выпускают нефинансовую отчетность, причем подумать о корректном соотношении трат компании на зеленые проекты и этих самых «пряников»

🔹 Елена Феоктистова, управляющий директор РСПП по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству:

Разговоры о том, нужен или не нужен закон о нефинансовой отчетности [то есть о том, будет ли она обязательной или останется рекомендательной. – прим. @esgworld], велись с 2017 года, когда была утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности.

Они то затухали, то возобновлялись, а реального движения не было. К ЦБ это не относится, но ЦБ и не орган власти, ответственный за государственную политику в сфере развития нефинансовой отчетности.

И вот теперь, по прошествии 6,5 лет, сделан новый реальный шаг — разработаны и утверждены методические рекомендации. Это сигнал бизнесу, что процессы отчетности нужно поддерживать и развивать, а государство проявляет себя как заинтересованная сторона.

Новый документ дает компаниям возможность использовать те международные и российские стандарты, руководства и рекомендации по отчетности, которые в наибольшей степени соответствуют корпоративным задачам и ожиданиям заинтересованных сторон.

Одновременно это посыл не останавливаться на достигнутом, продвигаться, опираясь на сложившуюся практику. Это гибкий инструмент регулирования, постепенно могут быть сделаны и дальнейшие шаги.

Когда-то придет время и для законодательного регулирования, которое, впрочем, тоже должно быть достаточно гибким. Считаю, что сделанный шаг нужно поддержать. Принятый документ не идеальный, но он важный и полезный.

Кстати сказать, важная положительная характеристика принятого документа в том, что, задавая ориентиры по поводу общего содержания раскрываемой отчетной информации, за компаниями признается право использовать международные и российские системы отчетности по своему выбору.

При этом определенный минимальный набор показателей рекомендуется раскрывать в отчетах в любом случае для возможности их сопоставить друг с другом. К отдельным показателям могут возникать вопросы, уточнение — уже дело практики.

В целом, появление методических рекомендаций — позитивный сигнал

🔹 Управляющий директор «Горизонт КФ» Григорий Шляпин:

Хороший и своевременный документ. Это начало решения двух очень важных задач.

В России НФО раскрывают, в основном, крупнейшие корпорации. Не охвачен огромный пласт публичных компаний — причина в том числе в затратах на подготовку такой отчетности.

В наиболее распространенных международных стандартах УР нет облегченных начальных версий, которые могли бы стать промежуточным шагом к «большой» отчетности. А компаниям нужна простая и понятная инструкция, что раскрывать.

МЭР разработало такой документ. Значит, больше наших компаний смогут публиковать ESG-информацию.

Кроме того, появится унифицированная статистика, включая удельные показатели. Это сильно облегчит анализ рынка и сравнение компаний.

Вместе с тем, как консультант по отчетности, сразу вижу подводные камни.

📍 Методология предусматривает охват по группе, хотя явно ориентирована на российские активы. Возникнет вопрос: считать показатели только по российским предприятиям?

В отношении зарубежных, например, показатель «Доля закупок российских товаров, работ, услуг» методологически будет выглядеть странно.

📍 Не уверен, что оправдана рекомендация раскрывать отчетность в течение 30 дней после публикации финансовой отчетности.

Видна аналогия с требованием к раскрытию отчета эмитента, но для документа, который должен пройти аудит/общественное заверение, уложиться в такой срок сложно.

Лучше было бы сделать привязку к срокам раскрытия годового отчета, как в рекомендациях ЦБ.

На мой взгляд, правильно, что приказ носит рекомендательных характер. Нужно протестировать применение, в том числе в отраслевом разрезе.

Но в первом приближении видно, что показатели адекватные, охватывают все основные области УР и, самое главное, учитывают российскую специфику

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
ESG World
Добавить комментарий