«Восемьдесят процентов выбросов в атмосферу сегодня — это машины. Перевод на электрическую тягу — это для городов приоритет №1. И как мы решили вопрос, связанный с электробусами, и поставили себе задачу полностью перейти на электробусы, так и себе поставим задачу [по электрификации большей части парка]», — сказал мэр.
На самом деле, удивительно, что такое публичное обязательство Москва, с её сильной ESG-программой и стремлением быть во всём первой, взяла только сейчас.
В связи с этим возникают три вопроса:
📍 Хватит ли зарядок? На август этого года, в Москве около ~3,2 тысячи станций, это более чем хватает для текущего парка EV, всего 4,6 тысячи (1 зарядка на 1,5 электрокара), но в перспективе, с экспоненциальным ростом, конечно, встанет вопрос. К 2030 году правительство прогнозирует >100 тысяч EV в Москве, а строительство зарядок должно идти опережающими темпами — поэтому вопросик;
📍 Хватит ли электромощностей? Рост EV-парка априори связан с ростом нагрузки на сеть — по словам Сергея Собянина, мощности электроэнергии в столице профицитны на 12-14%, для роста парка электрокаров их хватит. «Если мы получим 1 млн [электро-] машин в Москве, то потребление увеличится всего на 4%»;
📍 Будут ли EV по карману людям? Близко к этому, возможно. Кратный рост продаж EV в России объясняется не только эффектом низкой базы, но и поставками относительно бюджетных моделей из Китая, открытием первых производств в России, к которым, однако, возникли вопросы к качеству.
Согласно Auto.ru, новые «электрички» в Центральной России начинаются от 2,4-2,5 млн руб, гибриды — от 4 млн руб, подержанные существенно дешевле, кое-какие можно найти в «некро-состоянии» за 220 тысяч рублей. Самая дешёвая Tesla — 2,2 млн руб. Есть госсубсидия на EV, собранные в России.
Национальная цель, прописанная в Стратегии развития автомобильной промышленности России, это рост доли электрокаров на автомобильном рынке с 1% сейчас до 15% в натуральном выражении к 2030 году. Для достижения этого KPI продажи должны из года в год расти где-то на 65-70%.
В любом случае людям предстоит как минимум смена стереотипов: EV не заправляются, как традиционные авто или водородомобили, за пару минут, нужно перестраивать режим дня, выкраивать время для зарядки.
То же касается и дальних путешествий — придётся останавливаться каждые 400-500 км, чтобы зарядить свою «ласточку»