По итогам 2021-го владельцев обрели 6,6 млн новых EV — за 10 лет рынок вырос в 55 раз. В 2012 году глобальные продажи электромашин составляли всего 120 тысяч, хотя тогда это казалось неплохим результатом.
Итого на дорогах мира сейчас около 16,5 млн EV — втрое больше, чем в 2018 году. В этом году, как ожидается, тренд продолжит укрепляться — только в первом квартале было продано 2 млн EV, год к году рост на 75%.
Факторами успеха МЭА называет налоговые стимулы, введённые во многих странах, вложения в инфраструктуру и расширение ассортимента EV — сейчас покупателям доступны итого 450 моделей, впятеро больше, чем в 2015-м.
В региональном срезе ключевой игрок — Китай, на который пришлась продажа половина всех EV в мире. Просто для сравнения, в КНР в 2021 году было продано больше новых электромашин (3,3 млн), чем во всём мире в 2020-м. Следом идёт Европа, далее США.
Россия в докладе упоминается исключительно в контексте конфликта на Украине, но, в общем, известный факт — у нас продажи EV идут пока вяло, хотя и уверенно растут год к году. Но абсолютные цифры такие — 2,2 тысячи новых машин в минувшем году, в большинстве премиальные Tesla, Porsche и Audi.
Возвращаясь к Китаю, помимо априори большой аудитории и отличной зарядной инфраструктуры, он стал лидирующим рынком в том числе ввиду сокращения ценового разрыва EV по сравнению с традиционными машинами.
В Поднебесной медианная цена проданного EV лишь на 10% больше, чем у конкурентов на бензине или дизеле, хотя и машина в среднем меньше. В Европе и США этот показатель колеблется вокруг 45-50%.
Среди факторов, угрожающих дальнейшему росту EV-рынка, в МЭА называют дальнейший рост цен на сырьё — кобальт, литий и никель.
Он провоцируется геополитической напряжённостью, многократно выросшим спросом и отсутствием структурных инвестиций в новые производственные мощности.
Если цены на металлы в течение этого года останутся такими же высокими, как и в первом квартале, аккумуляторы подорожают на 15% при прочих равных. А это неизбежно отразится и на цене EV для конечных потребителей.
С другой стороны, учитывая текущую конъюнктуру цен на нефть, конкурентоспособность электромобилей остаётся неизменной, отмечают аналитики.