Эта тема режет сердце без ножа: треть еды в мире идёт на свалку, и это при сотнях миллионов голодающих. Да что в мире — в России за чертой бедности десятки миллионов, а у миллиона семей часто нет денег даже на покупку еды.
Интересные фотографии в этом контексте прислал читатель ESG World из Лондона (выше): там есть целые супермаркеты по продаже «истекающих» продуктов (best before store). Более того, судя по объявлению на входе, большинство товаров там уже вышли за пределы категории «употребить до».
Как такое возможно? Ну, то есть сам факт существования магазинов, где можно с существенными скидками (30-70%) купить еду, это благо, но не торгуют ли они «тухляком»? И не сюжет ли это в стиле «Запад загнивает», в буквальном смысле?
Нет и нет — дело в том, что в Британии двухуровневая система: существует категория Best Before (предпочтительно употребить до), а есть Use by Date (после этого срока продавать такую продукцию запрещено, гарантировать её качество уже нельзя).
Дискаунтеры торгуют продуктами, которые вышли за пределы первой категории, но ещё не перевалили за вторую. Так-то.
А есть ли в России перспективы создания подобной системы, по просьбе ESG World рассказала эксперт из сферы отечественного фудшеринга 👇
Разъясняет ситуацию с «магазином просроченных продуктов» Анна Алиева-Хрусталёва,Анна Алиева-Хрусталёва, автор проекта и главный редактор медиа «Про фудшеринг», эксперт по фудшерингу, вице-президент Банка еды «Русь»:
«За рубежом для реализации продуктов с подходящим сроком годности существуют специальные магазины-дискаунтеры. Также они принимают продукты, которые не попали в обычные ритейловые магазины, например, из-за проблем с этикеткой, ошибки в технологическом процессе, при этом продукты остаются пригодными к употреблению.
В России нет системы Use Buy и Best Before, это значит, что продукт либо годен, либо не годен. Третьего не дано. Практика магазинов-дискаунтеров не сильно распространена по нескольким причинам:
Во-первых, в выстраивании работы дискаунтеров является важным отношение людей к такой системе. Большая часть населения нашей страны помнит период дефицита, экономии на продуктах в том числе. Сейчас люди не хотят быть в состоянии нуждаемости, не хотят чувствовать себя обделенными, пользоваться магазинами-дискаунтерами вместо общепринятых, тем более что и в обычных магазинах скидки доступны.
Во-вторых, передача продуктов с подходящим сроком годности в специальные магазины требует дополнительных затрат. При этом нет гарантии, что такие продукты будут полностью раскуплены, и понесенные затраты компенсируются. Требуется просчитывать именно экономику бизнес-процесса.
Дискаунтеры не распространены в нашей стране, но не отсутствуют полностью. Например, успешно работает F-Stock. Магазин забирает напрямую от производителей продукты, не принятые торговыми сетями.
Как возникает ситуация, когда продукты не могут быть переданы в обычные магазины, только в дискаунтеры? Обычно производитель продает свой товар ритейлеру, гарантируя остаточный срок годности, как правило, не менее 60–65%. Если остаточный срок годности менее 60 дней, магазины обычно не берут такой продукт.
Для большей части продуктов 60 дней – достаточный срок для продажи и употребления (например, макаронные изделия, бакалея, сладости и тд).
Эта проблема часто обсуждается на разных уровнях. Производители просят торговые сети изменить подход и уменьшить входной порог по сроку годности. Но на данный момент система продолжает работать именно таким образом.
Продукты, которые уже не могут быть отправлены в торговую сеть, надо реализовывать. Для этого могут быть созданы специальные магазины-дискаунтеры, которые берут товар с более коротким сроком годности.
Стоит уточнить, что в каждой стране свои санитарные нормы, где-то жёстче, где-то лояльнее. В России строгое регулирование на уровне санитарного и потребительского законодательства. Например, фудшеринговая организация не может принять надорванную упаковку макарон, даже с учётом того, что макаронные изделия требуют последующей термической обработки.
Специальные магазины, где продаются продукты с подходящим сроком годности, становятся дополнительной возможностью сокращения продовольственных отходов. Продукцию, которая может попасть в такие магазины-дискаунтеры, банки еды передают нуждающимся бесплатно. Это в первую очередь малоимущее население, и на сегодняшний день мы его пока не охватили в полном объёме.
Возникает вопрос, что более востребовано для текущего уровня развития экономики: создание формата дискаунтинга или активное развитие фудшеринга на национальном уровне. Европейский опыт показывает, что возможно и сосуществование этих двух направлений. В части стран даже дискаунтеры отдают часть своей продукции с уже очень коротким сроком годности в банки еды»