Речь о Европейском зелёном курсе (European Green Deal) — плане достижения Европой к 2050 году углеродной нейтральности и декаплинга, то есть сохранении роста ВВП при снижении загрязнения окружающей среды.
На фоне стагнации экономики ЕС, особенно в сравнении с США и Китаем, проблем в промышленности Германии, Франции и других стран, популярность зелёных идей пошла на спад. Хотя, кстати, выбросы парниковых газов тоже существенно снизились, 5% год к году, но, очевидно, есть нюанс.
По итогам недавних выборов правые укрепили позиции в ключевых странах объединения — в ущерб «зелёным». Это спровоцировало опасения полной отмены Зелёного курса, и хотя это вряд ли случится, то, что называют отливом или откатом, налицо — ниже цитата по Reuters:
Новый состав Европарламента обсуждает политические приоритеты на следующие пять лет — и некоторые крупнейшие группы законодателей намерены заблокировать новые законопроекты по климату и отменить некоторые принятые
Как пишет Foreign Policy, правые «считают экологическую политику причиной спада экономики, всплеска инфляции и энергетического кризиса Европы», а «социальные группы с низкими доходами винят её в кризисе стоимости жизни».
Собственно, фундаментальный доклад бывшего главы Европейского Центробанка Марио Драги о кризисе конкурентоспособности Европы, о котором много и хорошо писали коллеги, появился не на пустом месте.
Крупнейшим подтверждением коррекции курса ЕС стало решение отложить на год вступление в силу нормы о борьбе с глобальной вырубкой лесов. Согласно ней, экспортёры какао, кофе, сои и некоторых других продуктов обязаны подтвердить, что ради производства их товаров лес нигде не вырубался.
Хотя, как замечает Bloomberg, в данном случае большую роль сыграло «давление стран-производителей сырьевых товаров, от Бразилии до Индонезии, и [европейской] промышленности». А также — чего греха таить — и опасения социального недовольства, поскольку due diligence повысило бы цены на массу товаров повседневного спроса в Европе, от мяса до кофе.
Кроме того, на днях власти Брюсселя, официальной столицы Евросоюза, отложили запрет широкого спектра дизельных автомобилей (классом ниже Евро-6):
Это должно выручить 35 тысяч жителей Брюсселя, которые не могут себе позволить покупку новых автомобилей после пандемии и энергетического кризиса. Местные «зелёные» же сетуют на ухудшение воздуха в городе, куда ежегодно въезжают сотни тысяч старых дизелей
Главная битва, впрочем, впереди — она развернётся вокруг решения Евросоюза ввести почти полный запрет на продажу новых традиционных автомобилей в 2035 году. Критики считают его избыточным на фоне проблем европейского автопрома под натиском китайских электрокаров.
Именно такой позиции придерживается правоцентристская Европейская народная партия — крупнейшая фракция в Европарламенте. Пока она добивается «разрешения на использование альтернативных видов топлива с нулевым уровнем выбросов после 2035 года».
Что именно понимается под этим, коль скоро синтетическое топливо уже включено в принятую норму, не вполне понятно — но общий тренд ясен. И, более того, он не ограничивается одной Европой: это часть общемирового отката от зелёных идей (подробнее читайте здесь).
Временного или нет — увидим.