ESG World тогда определил это как начало большой протекционистской гонки между Европой, США, Японией и Китаем за звание главной технологической державы в будущем зелёном мире. Какое место в этом будущем уготовано России, отдельный вопрос, которого мы сегодня касаться не будем.
Итак, на разборе у нас представленный на днях Индустриальный план «Зелёной сделки» для низкоуглеродного века. Да, вот так с апломбом — «низкоуглеродного века» (net zero age)!
🔸 В чём цель? Еврокомиссия формулирует её как «создание более благоприятной среды для расширения зелёных производственных мощностей ЕС, технологий и продуктов». Причём эту сравнительную степень — more supportive — можно понять двояко: и как более благоприятную по отношению к нынешним условиям ЕС, и к условиям США, куда есть риск «утечки» бизнеса;
🔸 Почему сейчас? Авторы сетуют, что будущее зелёной экономики Евросоюза «под сильным давлением» ввиду «разбалтывающих игровое поле государственных субсидий за рубежом». Причём тут явно не имеется в виду один Китай, но дипломаты из ЕС старательно обходят прямых упрёков в адрес Америки и Японии;
🔸 Какой бюджет? Совокупно более €250 млрд из «общеевропейской казны», из них €225 млрд — кредиты, €25 млрд — гранты. Это то что осталось от фонда восстановления после пандемии и от Brexit-фонда (!). Плюс каждая страна будет выдавать свои меры поддержки. Плюс кредиты Европейского инвестиционного банка. В перспективе планируется создать Европейский суверенный фонд;
🔸 А что у конкурентов? Справочно упоминается, что «европейские партнёры» в лице США и Японии объявили об инвестициях в зелёную экономику в размере соответственно €330 млрд и €140 млрд. Китай «партнёром» не называют и упрекают, что он из года в год «искажает рынок» за счёт субсидирования зелёного экспорта. Заявленная сумма инвестиций Пекина в зелёную промышленность — €260 млрд;
🔸 Компоненты. Их четыре: облегчение бюрократии («предсказуемая и упрощённая нормативно-правовая среда»), расширение доступа к финансам, повышение квалификации для устранения кадрового голода и укрепление международных связей для доступа зелёных компаний ЕС к импортным ресурсам;
🔸 Как будут облегчать бюрократию? Планируется принять два верхнеуровневых закона, Закон о net zero-промышленности и Закон о критических важном сырье. Первый «обеспечит упрощённую выдачу лицензий и разрешений, создание «одного окна» для функционирования зелёного производства» и быстрого внедрения ключевых технологий. Внутри после анализа узких мест будут приняты секторальные подзаконные акты;
🔸 Будут ли прямые государственные закупки? Будут. Для стимулирования спроса на низкоуглеродную продукцию Еврокомиссия планирует «шире применять государственные закупки, концессии и стимулы для бизнеса и конечных потребителей». Сейчас 14% ВВП Евросоюза идёт именно на государственные закупки — это €2 трлн — так что поддержка ожидается серьёзная;
🔸 А что с сырьём? Еврокомиссия собирается «диверсифицировать источники импорта и переработки сырья для снижения зависимости из третьих стран». Впрочем, детали тут не раскрываются, и как быть, например, с кобальтом, который на 80% добывается в одной Демократической республике Конго, — решительно неясно;
🔸 А откуда брать энергию? Вопрос один из ключевых — именно рост цен на энергоносители спровоцировал в значительной мере нынешние неурядицы. Ничего нового не предлагается, всё в рамках REPowerEU: дальнейшие инвестиции в ВИЭ, создание Энергетической платформы ЕС для централизованных закупок газа, реформа рынка электроэнергетики, популяризация долгосрочных контрактов, рост энергоэффективности;
🔸 Какая роль у конечных потребителей? Чтобы экономика бодрее переходила на зелёные рельсы, предлагается ввести ряд стимулирующих мер. В частности, унифицировать справочную информацию для потребителей об углеродном следе товара/услуги.