На сегодня установка фандомата — это способ для компаний продемонстрировать свою социальную и экологическую ответственность и повысить лояльность клиентов, идёт плюсом в ESG-профиль.
В будущем при расширении сети фандоматов и увеличении объёмов перерабатываемого сырья вложения могут стать более выгодными, но на сегодня высокая стоимость самого фандомата (400-500 тысяч рублей), его обслуживания и вывоза тары превосходят стоимость продаваемых на переработку бутылок.
Чтобы затраты на техобслуживание и вывоз вторсырья из одного небольшого фандомата за месяц — без учёта инвестиций на покупку фандомата — окупались за счёт продажи вторсырья, нужно, чтобы автомат наполнялся 25 раз за месяц. То есть почти каждый день.
Альтернатива такой системе — распространённая за рубежом практика обязательного включения залога (депозита) в цену напитка, которое часто субсидируется государством. В России решения о переходе на такую систему не принималось.
С конкретными кейсами установки фандоматов в России и за рубежом, а также правовыми аспектами предлагаем ознакомиться в полном тесте доклада.