Великобритания, которая, хотя ответственна всего за ~1% мировой эмиссии CO₂, прекрасно осознаёт связь климатической повестки с геополитикой и позиционирует себя как лидера климатических новаций. Введение в Лондоне самого жёсткого в мире «CO₂-ценза» (https://t.me/esgworld/2068) — тому свидетельство.
На днях, однако, премьер Риши Сунак объявил о более мягком подходе к реализации проекта по достижению углеродной нейтральности Британии до 2050 года. В частности, решено:
🔹 Отказаться от «климатического налога» для мясного животноводства — одной из главных целей борцов с парниковыми газами. Углеродный след АПК, с учётом логистики, до 30% мировой эмиссии, а животноводства — до 60% от секторального показателя;
🔹 Перенести с 2030 на 2035 год планируемый запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей. На 2035 год ориентируется и Евросоюз, с которым конкурирует в новаторстве Соединённое Королевство, сделавший, однако, исключение для синтетического бензина;
🔹 Перенести с 2026 на 2035 год запрет на установку в жилых домах обогревательных котлов, работающих на углеводородах (тот же мазут или газ) — это должно подстегнуть спрос на тепловые насосы, которые вроде бы всем хороши, кроме изначальных вложений;
🔹 Отказаться от нормы, обязывающей домовладельцев повышать класс энергоэффективности своей недвижимости под угрозой запрета на её сдачу в аренду. С 2025 года предлагалось применять её для новых договоров об аренде, с 2028-го — ко всем действующим. Обе новации отвергнуты;
🔹 Отвергнуть предложения от «климатических радикалов», согласно которым британцев заставили бы держать дома по семь (!) мусорных баков для раздельного сбора и максимально усложнять содержание личных авто — чтобы люди максимально пользовались «райдшерингом» (аля BlaBlaCar).
Какая аргументация? Ведь, по данным того же МГЭИК, с каждым годом глобальное потепление усугубляется, выбросы парниковых газов растут, климатические катаклизмы становятся привычным явлением…
Разгадка в параллельном процессе — инфляции и снижении реальных доходов британцев. Хотя общая цель достичь net zero к 2050 году остаётся, Риши Сунак объяснил корректировку курса заботой о людях: «Выбор должен делать сам потребитель, а не правительство силком».
Британская пресса и экологические организации сочли поворот правительственной политики едва ли не предательством: так, Guardian назвал речь Сунака «признаком отчаяния», а Financial Times написала о «долгосрочных рисках отказа от запрета на традиционные авто».
«Горькая пилюля» сказалась и на настроениях избирателей: судя по свежему опросу YouGov, поддержка премьера Британии, вступившего на пост меньше года назад, упала до минимальной для него отметки в 23%.
Мораль же можно выразить поговоркой из фильма «Брат», извините за сентенцию: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Коли взялся за гуж…