Осенью, как помните, Credit Suisse рассказал о своём видении «зелёного» будущего. Один из ключевых пунктов сводился к тому, что ездить в отпуск надо будет не больше чем на 10 дней в году и селиться в простеньких отелях. Интересно посмотреть, что Booking предлагает в этом плане уже сегодня.
Но начнём с ESG-рейтингов. Хотя материнская компания Booking Holdings (включает Rentalcars, Momondo и другие площадки) и торгуется на Nasdaq, в индексе устойчивого развития от MSCI компания не учтена. Прискорбно, хотя, как мы недавно убедились в случае с Rio Tinto, высокий MSCI-рейтинг (да и вообще) на 100% ничего не гарантирует.
Зато ESG-профиль компании оценён другим авторитетным провайдером — Sustainalytics. По его оценке, у Booking Holdings средние риски по устойчивому развитию — такие же, как у ближайшего конкурента по сектору AirBnB. Среднюю оценку заслужил и ESG-менеджмент компании — можно лучше.
Это бизнес-этика (злоупотребление монополией на рынке, в том числе в России, где компания на данный момент, правда, приостановила работу; махинации с налогами), качество корпоративного управления, защита данных (компанию не раз уличали в утечках) и развитие человеческого капитала.
Хотя серьёзные инциденты, по методологии сервиса, не фиксировались.
Environmental. Углеродная нейтральность достигнута в 2020 году, как утверждается, по всем трём охватам. Эмиссия высчитана, далее максимально сокращена благодаря оптимизации, остальное покрыто углеродными офсетами.
По Scope 2 сократить удалось меньше, чем могли бы: Booking.com арендует офисы по всему миру и сетует, что не может напрямую влиять на политику энергопотребления. Сейчас офисы запитаны «зелёной» энергией на 29%.
В обратном случае полная углеродная нейтральность означала бы, что все контрагенты должны были бы совокупно иметь нулевые нетто-выбросы.
Разумеется, в самих офисах Booking.com есть программы снижения потребления энергии, воды и пластика. Отели-контрагенты также стимулируются к таким практикам. Вообще, «осознанный» туризм, по оценке компании, с каждым годом будет набирать обороты.
Social. Гендерная картина, судя по отчёту-2020, образцовая для современного мира: женщин и мужчин на конец 2020 года 48/52. Но далее стандартно — чем выше по иерархии, тем больше доминируют мужчины.
Среди топ-менеджмента соотношение в целом по холдингу 30/70 — Booking.com в этом разделе не отделяется от других подразделений.
Развитие «устойчивого туризма» выделено в компании в отдельное направление, которое хотя и не пересекается с углеродным профилем Booking.com, но в ESG-стратегии занимает видное место.
Одно из её проявлений — фильтр «Жильё для осознанных путешествий» при выборе отелей: например, при беглом поиске отелей в Петербурге на ближайшие выходные до приостановления работы сервиса в России был выбор из более чем 200 гостиниц.
Сама программа — новинка, действует с ноября. Чтобы попасть в неё, отель должен соблюдать часть из 32 «устойчивых» практик.
Ещё интересная практика: в Booking.com действует ряд программ, направленных на повышение лидерских качеств женщин, поддержку ЛГБТ (Financial Times в 2020 году присудила компании звание Leader in Diversity), BLM и так далее.
Governance. Принят стандартный для западной компании набор политик в области бизнес-этики, недопущения дискриминации и так далее, однако в соответствующем разделе отчёта-2020 не указана чётко система принятия решений, не расписана система компенсаций для топ-менеджеров, не названы бонусы. Нет упоминаний и об увязке компенсаций с KPI по ESG.